Перспективы развития каршеринга как бизнеса в России. Бизнес план каршеринг
Бизнес-план компании каршеринга | Компания NOST Group
Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования
ul > li { font-family:font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 1.42857143; font-weight:bold; font-size: 14px; background: url("../images/marker.png") -6px 2px no-repeat; padding-left: 9px; list-style: none; } #biznes_plan_menu ul li a:hover { color: #000; } .mark-issl { display: none; } .bp { display: none; } .inner_menu li { list-style-type: disc; } .inner_menu li a { font-size: 12px; font-weight: normal; } ]]>
Этот вид сервиса еще нов для России, но пользуется вполне заслуженным спросом во всем мире. Его можно рассматривать как отличную современную альтернативу привычному такси или прокату авто: каршеринг — это быстрая краткосрочная бесконтактная аренда автомобилей без посещения салонов.
Почти все, кто пользовался этой услугой в разных обстоятельствах, считают её безусловными плюсами доступность, удобство и мобильность. А значит, эта идея может стать основой для прибыльного и быстроразвивающегося бизнеса! Разработку бизнес-плана компании каршеринга стоит поручить экспертам NOST Group. Мы гарантируем соблюдение международных стандартов, четкую структуру документа, наличие всех необходимых расчетов.
№ |
Услуга |
Цена |
Цена с учетом скидки |
1 |
Разработка технико-экономического обоснования с финансовой моделью в Excel |
22 500 руб. |
20 500 руб. |
2 |
Разработка индивидуального бизнес-плана проекта компании каршеринга |
42 000 руб. |
40 000 руб. |
Услуги каршеринга и особенности бизнес-плана
Такого рода компании работают довольно просто:
- Клиент скачивает мобильное приглашение и проходит процедуру регистрации.
- При помощи интерактивной карты находит ближайший припаркованный автомобиль, принадлежащий сервису.
- Оставляет заявку, чтобы «забронировать» машину и отправляется к месту её парковки.
- При помощи специальной функции в приложении отключается блокировка дверей автомобиля.
- Клиент может сесть за руль и использовать транспорт по своему усмотрению.
Основная особенность бизнес-плана компании, предоставляющей услуги каршеринга, — строгий набор требований к транспортным средствам, их техническому состоянию и оборудованию. Среди наиболее важных особенностей машин стоит отметить:
- Для беспрепятственного запуска двигателей и защиты от утери ключ обычно впаивают в замок зажигания.
- Все документы, а также заправочная карточка, которую можно использовать на партнерских АЗС, хранятся в бардачке.
- Машины обязательно оборудуются навигаторами, которые помогают водителю и дают возможность диспетчеру отслеживать местонахождение ТС.
- В багажнике обязательно должны быть «запаска» и домкрат.
Что входит в бизнес-план компании каршеринга?
Качественный бизнес-план компании каршеринга содержит поэтапный план запуска и развития такого проекта. В числе наиболее важных расходов для такого предприятия стоит отметить закупку или аренду автомобилей, страхование, оборудование диспетчерской, создание и обслуживание мобильного приложения, ГСМ и техобслуживание транспортных средств. Также в бизнес-план компании, предоставляющей услуги каршеринга, стоит включить расходы на маркетинг и рекламу, оплату услуг бухгалтера и т. д.
Бизнес-план компании каршеринга от NOST Group — это документ с четкой структурой, содержащий необходимые расчеты, аналитику, анализ рисков и рынка, а также поэтапный план реализации идеи. Его можно использовать в качестве весомого аргумента при общении с инвесторами и кредиторами.
Запустите свой проект в перспективной сфере — закажите разработку бизнес-плана компании каршеринга!
www.nostgroup.ru
Каршеринг: взгляд изнутри
Рынок краткосрочной аренды автомобилей в Москве набирает обороты. На днях первый оператор каршеринга пришел в инноград Сколково; сервис поиска и выбора автомобилей для краткосрочной аренды тестирует «Яндекс». Михаил Седых, сооснователь компании-разработчика софта и оборудования для интеллектуальной аренды автомобилей CARiOT (резидент космического кластера Фонда «Сколково»), размышляет об изнанке рынка каршеринга в России и за границей
Принято считать, что каршеринг зародился еще в середине прошлого столетия. Но я бы сказал, что тогда появился не каршеринг, а идея совместного использования в целях экономической выгоды. Технически каршеринг стал возможен только в начале XXI века и только вместе с должным уровнем развития систем мониторинга, ПО и сотовой связи.
Зачем и кому нужен каршеринг
Изначально у каршеринга очень правильные, социально ориентированные цели: уменьшить число автомобилей в личном владении, сохранив мобильность водителя и позволив значительно сэкономить на содержании авто. И, как следствие, улучшить экологию и разгрузить дороги.

Фото: Flickr.
Система налажена в Европе: владение личным автомобилем уже не считается обязательной опцией для жителей городов. В Германии число автовладельцев за последние десять лет сократилось на треть. А по данным исследования, которое провели ученые из Калифорнийского университета в Беркли, каждый электромобиль каршеринга заменяет собой до 7 личных автомобилей.

Михаил Седых. Фото: из личного альбома.
В России системе каршеринга до таких показателей далеко. У нас автомобиль пока является символом социального благополучия, вещью для домашнего хозяйства штучной. Правда, в больших городах ситуация стремительно меняется, но не по велению разума, а по причине сложившихся обстоятельств: средняя скорость транспортного потока в часы пик в городах с населением более миллиона почти равна скорости велосипедиста; растет количество часов, проведенных в дорожном заторе; развязки и новые дороги строятся медленно и лишь незначительно разгружают дороги.
Каршеринг попробовали менее 2 % населения крупных городов в РФ, и лишь полпроцента пользуются им на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами
Все больше горожан понимает, что пользоваться машиной такси или каршеринга проще и выгоднее, чем содержать собственный автомобиль. Причем отношение к личному автомобилю меняется у групп населения, различных по возрасту и социальному статусу.
Студенты и молодые люди в возрасте до 27 лет начинают пользоваться каршерингом, так как не могут купить себе автомобиль, но постепенно «не могу купить» заменяется на «не хочу покупать», потому что городские сервисы такси и каршеринга всегда доступны и относительно дёшевы. Более обеспеченные слои населения, имеющие личный автомобиль, видят в каршеринге сервис мобильного передвижения по городу без головной боли и лишних затрат на парковку.
Каршеринг по-русски
На начало 2017 года в Москве около двух с половиной тысяч автомобилей, доступных для поминутной аренды. Средняя цена минуты 9 рублей, франшиза при ДТП по вине водителя до 150 тысяч, бензин, парковка и мойка включены в стоимость. Это примерно треть необходимых городу машин. Около 100 автомобилей каршеринга доступны на черноморском побережье, и 150 – в Санкт-Петербурге. Система тестируется и проходит обкатку еще в 9 городах России.

Иллюстрация: CARiOT
Из пяти компаний по краткосрочному прокату автомобилей, реализующих бизнес-модель каршеринга в Москве, ни одна не имеет в учредителях автопроизводителей или прокатных компаний с мировым именем, которые давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей.
Подобная ситуация совершенно немыслима для Европы и Америки. В этих странах доля участия производителей автомобилей в развитии модели каршеринга достигает 60-80%. Не отстают от них и крупнейшие автопрокатчики: Avis, Herts, Sixt, Europcar – все эти компании активно занимаются популяризацией каршеринга за границей и привлекают в каршеринг свою клиентскую базу.
Впрочем, предпосылки для изменения ситуации есть. Уже сегодня модель каршеринга адаптируется операторами под российские реалии, компании изучают точки спроса российского рынка проката, уточняется портрет клиента, прорабатываются варианты защиты от национальных рисков сервиса, к развитию каршеринга подключаются крупнейшие агрегаторы такси.
Как все начиналось
В 2014 году мы занимались удаленной диагностикой автомобилей, к нам пришли ребята из компании STREETCAR (сервис почасовой аренды авто в СПб, сейчас закрыт) с просьбой разработать русскоязычную платформу для каршеринга. На тот момент они использовали сервис Metavera, и были проблемы с его адаптацией и оперативной поддержкой на русском языке.
Содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало – сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6%, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%
Тема была созвучна нашему направлению, мы взялись за расчеты. При внимательном исследовании заметили, что при должной настройке оборудование в автомобиле может не только контролировать центральный замок, но и существенно снижать другие риски автопроката. Сейчас это кажется естественным, но тогда на рынке вообще не было такого решения. Кроме того, мы посчитали, что ежемесячная абонентская плата российской разработки получилась бы в 7 (!) раз ниже (при курсе доллара 36 рублей).
Заказ мы получили, но, когда система была готова на 30%, компания- заказчик закрылась, рынок отсутствовал, и мы отложили этот проект в долгий ящик.
Вернулись мы к идее только в начале 2016 года, когда на одной из выставок к нам обратились десятки человек с вопросом о системе каршеринга. Тогда же мы собрали команду и заполнили заявку, чтобы стать резидентом Сколково. Проект оказался очень перспективным и инновационным: благодаря ему, существенно изменится облик городской аренды автомобиля, в том числе, рынок долгосрочного автопроката, который тоже активно развивается сейчас в России.

Иллюстрация: CARiOT
Мы понимаем, что полноценный рынок каршеринга в России - дело будущего. Сегодня каршеринг – это модное понятие в мейнстриме «Shаring economy» - наряду с сервисами по онлайн-бронированию квартир, краудфайндинговыми платформами и сайтами обмена вещами. Реально его попробовали менее 2 % населения крупных городов, и лишь полпроцента пользуются благами каршеринга на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами. От того инвесторы и продвинутые предприниматели «щупают» рынок и стремятся поскорее занять на нем свою нишу.
Про клиентов
Наши клиенты – самые-самые. В том смысле, что они самые пробивные, обладают отличной интуицией и лучше всего чувствуют потребности рынка. Настоящие бизнесмены. Рынок интеллектуального проката в России в первую очередь строится их руками и идеями.
К нам регулярно обращаются предприниматели с просьбой посодействовать в открытии каршеринга в их городе. Окрыленные внешней простотой процесса, они бывают сильно удивлены, сколько всевозможных нюансов и мелочей приходится предусмотреть и учесть для полноценной работы системы. В итоге просчитываются хорошие бизнес-модели, очень инновационные, в меру рисковые и достаточно рентабельные. Правда, есть одно но - страхование и лизинг очень неохотно идут навстречу «первопроходцам», особенно если у них нет опыта работы в смежной сфере. Сейчас как минимум 2 сервиса ждут выхода на рынок именно по этой причине.
Совсем другой подход к каршерингу показывают существующие точки автопроката. Они, прошедшие огонь и воду в этом бизнесе, очень осторожны во внедрении инновационного продукта. Понимая его перспективность, практически подпольно, внедряют и тестируют систему каршеринга среди своих работников или самых преданных клиентов. За последние 9 месяцев нашу систему протестировали около 30 прокатчиков из 12 городов России. Кто-то попросил внедрить интеллектуальную составляющую в долгосрочный прокат без каршеринга, кто-то остановился на 10 авто, кому-то показалось достаточным 2. Ездят сами, считают потенциальную (пока упущенную) прибыль, привыкают доверять автоматизированным системам учета автопарка.
У водителей в РФ есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое – не жалко»
Самое частое пожелание от компаний автопроката – возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Это разные модели. Они отличаются по цене, по стоимости, по уровню износа автопарка, по прибыльности. Но наша система дает такую возможность, правда, по отзывам самих клиентов, для высокой отдачи каршерингу лучше выделить отдельный автопарк.
Про водителей
Вместе с клиентами мы регулярно изучаем портрет потенциального клиента каршеринга. В первые 1,5 -2 года становления сервиса в регионе, как правило, это «синие воротнички». Постоянный пользователь - мужчина от 23 до 35 лет, который не расстается с смартфоном, разбирается в ИТ и потому доверяет автоматизированным системам. Постепенно портрет трансформируется: увеличивается возрастная вилка, на первое место выходит шаговая доступность сервиса, все больше женщин пользуются сервисом, растет спрос среди локальных групп по интересам.
Постоянно идет поиск и расчет нишевых, узко специализированных сервисов – университетские, корпоративные. Например, совсем недавно в кооперации с ветеринарными клиниками мы просчитывали сервис для перевозки мелких и средних домашних животных.
Чтобы начинать этот бизнес в новом регионе, нужно понимать, кто и зачем им в городе будет пользоваться. Мы не берем в расчет Москву (хотя и там, по нашим расчетам, рынок развит лишь процентов на 30 %), но, помимо своих общеизвестных функций (снизить трафик, повысить мобильность, сэкономить деньги и время), в каждом конкретном городе каршеринг технически может решить еще несколько местных «наболевших» проблем. От этого, кстати, зависит и имиджевая составляющая сервиса – модельный ряд автопарка.
Самое частое пожелание от компаний автопроката – возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Наша система дает такую возможность
А еще у русских водителей есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое – не жалко». Так как мы занимается разработкой программного обеспечения и навигационного оборудования для операторов каршеринга, то постоянно проводим исследования рынка каршеринга в России и странах СНГ, анализируем потребительские предпочтения и техническую составляющую существующих сервисов. Наша задача – выявлять слабые стороны сервиса каршеринга и технически устранять их до того, как мошенники смогут нанести оператору серьезный ущерб. Все наши клиенты должны быть защищены от рисков и национальных особенностей развития сервиса. И это базовые параметры для работы над безопасностью в нашей системе.
Услуги каршеринга уже сейчас выгодны для тех, кто хорошо считает и мало ездит: содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало – сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6 %, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%.
Спрос уже сформирован. Как только на рынке каршеринга увеличится количество автомобилей в шаговой доступности, бизнес-модель покажет отличные результаты.
Чем дело кончится
Мы ожидаем появления новых игроков рынка не только в Москве. Система каршеринга будет адаптироваться в регионах.
Конечно, идеальный вариант – это привлечение местной администрации к развитию сервисов городской мобильности (для разных групп населения, удаленных от инфраструктуры жилых комплексов, университетских городков, гостиниц и торговых центров).
Не исключено, что в 2018 году некоторые операторы каршеринга сменят владельцев или расширят состав учредителей, что в Россию придут крупные иностранные игроки со своими правилами и моделями.

Иллюстрация: CARiOT.
Также мы ожидаем, что повышенный интерес к каршерингу проявят автопроизводители. Кстати, уже сейчас многие из них заинтересованы в этом рынке и предлагают операторам очень гибкие цены на покупку своих автомобилей.
А программное обеспечение и оборудование нашей компании позволит запустить сервис каршеринга и выйти на рынок в самые короткие сроки.
sk.ru
Каршеринг: проблемы развития: subbotazh

Сегодня можно наблюдать как бурно развиваются системы каршеринга в крупных городах. Об этом говорит мировая тенденция вложения капитала в этот рынок со стороны компаний из разных сфер бизнеса – лизинговых и транспортных компаний, а также представителей автопрома. Но что же такое каршернинг и каково его будущее? Какое влияние окажет это нововведение в городах? Каковы основные проблемы для обеспечения совместного использования автомобилей?
В мире, как и для любого проявления совместного потребления, существует две модели каршеринга — в зависимости от того, кто владеет автопарком:
- B2C (business-to-customer) — для сдачи в аренду компания покупает автомобили. По такой модели работают, например, Zipcar, StattAuto и GoGet.
- P2P (peer-to-peer) — компания арендует частные авто у владельцев, решивших подзаработать на неиспользуемой машине, и сдает их своим клиентам. Так работают компании RelayRides, Whipcar, Wheelz и GetAround.
Объем рынка услуг каршеринга экспоненциально растет в последние несколько лет. По предварительным данным к 2020 году число зарегистрированных пользователей вырастет до 15 млн человек, а число доступных автомобилей — до 240 тысяч. По состоянию на ноябрь 2014 года, крупнейшими мировыми компаниями предоставляющими данную услугу в Северной Америке и Европе является Zipcar, пользователями которой являются 767,000 человек, а общий парк составляет 11000 автомобилей, и Car2Go с более чем 900 000 пользователей и 12000 автомобилей.
Услуги ZipVan очень популярны в Лондоне
Несмотря на глобальный рост, только небольшое количество операторов каршеринга работают в развивающихся странах. Но при этом динамика развития подобного рода услуг самая высокая именно в этих странах - рынок каршеринга (B2C) в Бразилии, Индии и Китае увеличился более чем в два раза с 2012 года.
В 2012 году в Китае было всего 2 оператора каршеринга, сегодня же в стране работает 11 компаний. В Бразилии, в настоящее время существует шесть компаний, работающих в сфере услуг каршеринга в том числе такие крупные игроки как Zazcar, JoyCar и Fleety, первый P2P оператор на развивающихся рынках. В Индии работает всего два оператора - ZoomCar и MYLES. При этом с каждым годом количество клиентов у них растет - сегодня ZoomCar имеет более чем 100 000 постоянных клиентов в 4 крупных городах Индии. Zoom были первой компаний в Индии предложившей электромобили в аренду. MYLES, филиал компании Carzonrent, в настоящее время располагает парком из 1000 автомобилей в 13 городах Индии. В Африке первой компанией, предоставляющей услуги краткосрочной аренды стала южноафриканская Locomute, которая была запущена в июне 2015 года.
Тем не менее, мы очень мало знаем о жизнеспособности бизнеса, потенциале рынка, социальных последствиях данного рода услуг в странах с развивающейся экономикой. Как и в любой новой отрасли, каршеринг в настоящее время сталкивается с серьезными препятствиями для роста.Эти барьеры возникают из четырех основных источников:
(1) клиенты(2) транспортная инфраструктура(3) государственное регулирование(4) бизнес
Клиентура
Одна из целей услуг каршеринга - решение потенциальных автовладельцев отказаться от идеи владения автомобилем. В исследовании Международного Института ресурсов, было обнаружено, что участники фокус-группы проявляли сильные стремления к личной мобильности, которая выражалась, по их словам, во владении автомобилем. Это желание становилось препятствием к возможности совместного пользования транспортными средствами. В то время как каршеринг позволяет людям получить доступ к автомобилю без собственности, большинство людей до сих пор считается его лишь вторым вариант решения вопроса мобильности. Это особенно заметно в развивающихся странах, таких как Китай и Индия, где автомобили широко рассматриваются пользователями как символ статуса. В фокус-группе из Ханчжоу (Китай) только половина из невладеющих автомобилем респондентов не предполагало покупать себе автомобиль. Остальные пользователи каршеринга использовали его как временную услугу и в ближайшее время предполагали покупку авто. Кроме того, одна треть всех участников считали, что владение частным транспортным средством является отражением социального статуса. Удивительно, но в некоторых случаях пользование услугой каршеринга даже простимулировало некоторых клиентов на покупку автомобиля, хотя до этого они не имели таких планов.
Транспортная инфраструктура: пробки
С каждым годом число личных транспортных средств во всех городах мира растет в геометрической прогрессии. Заторы влияют не только на личные автомобили, но и на все остальные, в том числе и на автомобили услуг каршеринга. По данным ежегодного индекса движения от TomTom, 13 из 20 худших городов с точки зрения пробок и затрудненного дорожного движения находятся в развивающихся странах, включая Китай, Бразилию, Турцию и Мексику. Для операторов каршеринга заторы создают трудности в планировании и управления автопарком, так как пользователи не могут вовремя вернуть автомобиль на стоянку. Чтобы хоть как-то смягчить это неравновесие, операторы перегруженных городов часто используют объемный автомобильный парк, тем самым обеспечивая пользователей автомобилем даже в период заторов. Конечно же, это приводит к перерасходам и простаиванию автомобилей в межпиковый период. Кроме того, пробки создают трудности планирования своих расходов у клиентов: в некоторых компаниях за просрочку возрата полагаются штрафы. Для этого операторы в Бразилии и Китае дали пользователям тарифные опции с гибкими временными интервалами возврата авто или специальными условиями возврата денег за неиспользуемые часы.
Законодательство: ограничения и прозрачность деятельности
Из-за перегруженности и загрязнения воздуха, вызванного чрезмерным использованием частных транспортных средств, в городах Китая, Бразилии, Мексики и других стран с развивающейся экономикой внедрили разного рода ограничения на собственность транспортных средств и / или ограничения использования. С одной стороны, это может помочь операторам, поскольку ограничения автомобилей может сделать услугу каршеринга более привлекательной. Например, в ходе исследования в Ханчжоу, в городе проводилась политика повременного ограничения количества транспортных средств на улицах города. За счет этого, некоторые жители пользовались услугами каршеринга в период ограничений движения личных авто. С другой стороны, такие ограничения представляют угрозу для бизнеса каршеринга. Например, во время исследований в 2012 году, китайский оператор YiDianzc мог приобретать только по семь автомобилей раз в два года из-за ограничений по закупкам транспортных средств в Пекине. Из-за этого, многие эксперты и операторы рекомендуют освобождать операторов от такого рода ограничений, а в некоторых случаях и давать некоторые привилегии по отношению к частным транспортным средствам: освобождать от платы парковок и въезда в центральных частях города, в исключительных случаях разрешать движение по выделенным полосам движения.
Еще одним нюансом со стороны законодательства является законность такого рода деятельности, в большинстве это относится к услугам по системе P2P: как и для остальных примеров проявления экономики совместного потребления (sharing economi) для каршеринга присущи проблемы определения сторон ответственности, контроля деятельности участников, экономической прозрачности и многих других тонких нюансов деятельности.
Бизнес: конкуренция
С выходом на новые рынки, операторы каршеринга часто сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны аналогичных видов транспорта, таких как такси или велорикши. Тем не менее, несмотря на конкуренцию, каршеринг удовлетворяет уникальные требования: исследования Международного института ресурсов показали, что пользователи, как правило, имеют большее предпочтение пользоваться системами каршеринга на длинных дистанциях или если им необходимо совершить несколько поездок. Во всех остальных случаях деятельность операторов каршеринга тесно конкурирует с услугами такси, общественного транспорта, деятельность которых в большинстве случаев подвергаются регулированию со стороны местных властей. В связи с этим возникает необходимость регулирования деятельности услуг каршеринга, "синхронизации" ее с работой других видов городского транспорта.
Темпы автомобилизации и урбанизации создают особые условия для развития услуг каршеринга в городах, но также рождают много вопросов. На сегодня доказана необходимость учета региональных особенностей при внедрении систем каршеринга. Применение такого рода услуг в городах требует особой политической среды, которая примет во внимание все эти четыре типа барьеров.
subbotazh.livejournal.com
бизнес-идея, как открыть, вложения, оборудование, что нужно для открытия + реальные кейсы
Аренда автомобилей широко распространена во многих странах мира, однако у нас этот рынок пока невелик. Взять машину в аренду можно в столицах или крупных областных центрах, городах-миллионниках. В провинции услуга отсутствует. Такая ситуация связана с серьезными начальными вложениями в бизнес, рисками, высокими текущими расходами и долгой окупаемостью проекта. Разберемся в тонкостях прокатного дела, а также в том, как открыть специализированную компанию по этому направлению.
Франшиза канула в лету
Еще пару-тройку лет назад предприниматели организовывали прокатные автокомпании под брендами раскрученных иностранных компаний. Крупнейшие игроки на этом рынке активно заходили в Россию и искали партнеров среди местного бизнеса. В ответ на роялти они подключали местных операторов к своим интерактивным сервисам и процессинговым центрам, которые определяли местонахождение каждого автомобиля и выстраивали удобные для клиента логистические схемы. Например, человек вылетал из Лондона в Москву, а в аэропорту Шереметьево его уже ждал автомобиль по договору найма, заключенному еще в Лондоне. Затем человек отправлялся в Екатеринбург, и там его точно так же ждала машина.
Франшизы крупного бренда увеличивали доверие к местной прокатной конторе, а общие сервисы давали последней некоторый поток клиентов. Но это время осталось позади. Предприниматели быстро поняли, что западные франчайзеры ориентированы на иностранцев, а их поток не столь велик. Сейчас деятельность таких компаний постепенно сворачивается, а франчайзи отказываются от лицензионных соглашений и открываются под собственным брендом. Основная целевая группа – внутренний потребитель услуги.
Эксперты утверждают, что небольшой, но постоянный спрос на услугу «автомобиль напрокат» в городах-миллионниках есть. Например, в Челябинске существуют 4 компании, которые предоставляют автомобили, а в Новосибирске их сразу 16. В 250 километрах от Новосибирска проката автомобилей нет вообще, несмотря на приличный поток туристов в регион. В Москве счет таких компаний уже идет на сотни. Кроме этого, при поддержке мэрии в столице реализован проект каршеринга – краткосрочной аренды авто с поминутной оплатой. Аналогичная услуга развивается в Санкт-Петербурге.
Спрос в миллионниках и провинции
Так в чем сложности, и почему рынок проката автомобиля развивается в крупных городах и остается в зачаточном состоянии даже в туристических центрах провинции? Причин несколько:
Большие начальные затраты на приобретение автомобилей
Покупать бюджетные отечественные модели не стоит – затраты на их содержание и ремонт (которые возникнут едва ли не сразу же после покупки) быстро снизят возможную прибыль до критических пределов. Маленькие иномарки из дешевого сегмента тоже не подойдут. Их моторесурс довольно низок, и спрос на класс А близок к нулю. Остается средний класс. Ценник на Hyundai Solaris или Kia Rio составляет от 700 тыс. рублей, другие модели – близко к 1 миллиону и выше. Можно остановить выбор на недорогих китайских авто типа Lifan, Geely, Chery, но от российских их отличает разве что лучший электропакет. Качество то же, а местами и ниже.
Владельцы прокатных компаний говорят, что оптимальное количество машин для запуска бизнеса в городе-миллионнике – 10-12 плюс одна единица резерва. На оптовой покупке можно сэкономить 7-10%, не более. Несложно посчитать первоначальные вложения. Кстати, купить автомобиль в лизинг и рассчитываться постепенно не получится. Как правило, в условия лизингодателя входит ограничение пробега автотранспортного средства до 10-15 тысяч километров. Автомобили, сдаваемые в прокат, в год проезжают в два-три раза больше.
Текущие расходы
Автомобили, как и любая другая техника, имеют свойство ломаться. Даже самые надежные марки иногда подводят и встают на прикол. Поэтому всегда нужно иметь немаленький финансовый резерв на такой случай. Кроме этого, автомобили нужно страховать. На арендные авто оформляется КАСКО, а страховые компании применяют к ним всевозможные повышающие коэффициенты. Стоимость КАСКО может составить порядка 20% от стоимости авто в год. Иными словами, за 10 машин ежегодно придется выкладывать еще по 1-1,5 миллиона (стоимость покупки двух новых).
Скрывать тот факт, что автомобили сдаются в прокат не стоит. Если страховщики докопаются до этого факта (а они это сделают), поступит отказ в выплате и юристы не помогут.
Профессиональный штат
Кроме диспетчеров и менеджеров в офисе, нужны механики, которые могут оперативно выехать к клиенту, если автомобиль захандрил. Можно открыть собственный сервис (и, кстати, выгодно на этом зарабатывать дополнительно, но это еще минимум 500 тысяч) или заключить партнерку с действующим сервисом.
Рекламные затраты
Если компания начинает бизнес в регионе, где раньше не было подобной услуги, продвижение ее потребует вложений определенных средств. Потенциальные клиенты могут отнестись к услуге с осторожностью. Но скупиться не стоит – чем эффективнее и массированнее будет рекламная кампания, тем скорее бизнес даст отдачу.
В итоге
Как видно, вход в прокатный бизнес – это очень затратное мероприятие. Именно это объясняет его непопулярность. Но практики знают, на чем можно сэкономить. Все автомобили компании должны быть одной модели и марки. Это позволяет купить их у дилера с хорошей скидкой, а также получить выгоды на покупку оригинальных запасных частей и «расходников» мелким оптом. К тому же дилерские автосервисы всегда лояльны к постоянным клиентам.
Страховка всех авто «оптом» в одной компании позволяет снизить стоимость полисов. Скидка может достигать 5-7% на все. Когда речь идет о миллионах, даже такой невысокий дисконт дает приличные суммы экономии. Впрочем, стоимость аренды учитывает страховку, поэтому КАСКО не только окупается, но и даже помогает компании зарабатывать.
Существуют и особые условия. В основном их практикуют франчайзинговые фирмы. Ущерб в ДТП до 500 долларов компании компенсирует клиент. Такой порядок позволяет вернуть автомобиль в строй, не обращаясь в страховую компанию, и избежать тем самым роста тарифа КАСКО на будущий год.
Рентабельность бизнеса оценивается очень осторожно. Прибыль начинается тогда, когда каждый автомобиль находится у клиента порядка 70% в среднем за год. А это очень серьезный объем заказов. Больше – хорошо, но и здесь есть предел, ведь нужно проводить техобслуживание и сервисные работы. Очень хороший показатель, когда машины находятся в прокате 85% от общего времени.
При нормальной экономической ситуации в регионе (доходов некоторой части граждан хватает на аренду авто) такой показатель позволяет получать прибыль. Автомобиль окупает себя за два года, на третьем году привозит живые деньги, а на четвертый продается примерно за 50-60% первоначальной стоимости. Коммерческий легковой транспорт быстро «стареет», оптимизируйте автопарк своевременно.
Если вы уверены в собственных силах и считаете, что прокат автомобилей будет востребован в вашем регионе, можно попытать силы на этом поприще. Плюс такого вида бизнеса, что в негативной ситуации большую часть затрат можно вернуть продажей транспорта, а высвобожденные средства вложить в другое начинание.
zhazhda.biz
Перспективы развития каршеринга как бизнеса в России

Какие города уже открыли для себя данный способ использования и аренды авто, каковы плюсы и минусы данного способа аренды автомобилей? Расскажет Михаил Якимов, доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.
Перспективы каршеринга в России
Именно в России очень хорошие перспективы развития системы каршеринг. В первую очередь, из-за особенности России в плане развития телекоммуникационных систем: систем связи, систем обработки информации. Количество сотовых телефонов, различных устройств передачи информации на одного жителя в России продолжает расти гораздо более уверенными темпами, чем в других странах.
Именно система каршеринг, как система краткосрочной аренды автомобиля, должна максимально полно использовать эти особенности жизни и менталитета российских граждан, потому что каршеринг, в отличие от обычной аренды автомобиля, активно использует системы автоматизированного получения и сдачи автомобиля, то есть водителю не нужно прямое общение с представителем компании, которая дает ему в аренду автомобиль. Надо понимать, что в отсутствие у человека смартфона или подобного устройства он не сможет воспользоваться системой каршеринг.
Развитие каршеринга как бизнеса
Что касается использования системы каршеринг в таких городах, как Москва, то эксплуатация для реализации своих транспортных корреспонденций автомобиля, взятого в краткосрочную аренду по системе каршеринг, стоит дешевле, чем, например, использование автомобиля такси с водителем. И это понятно, поскольку происходит некоторая экономия на зарплате водителя.
Для того, чтобы компании, которые предоставляют подвижной состав для системы каршеринг, пришли в тот или иной город или регион, скорее всего, собственнику транспортной инфраструктуры нужно договориться с такой компанией или с агрегатором по условиям взаимовыгодного сотрудничества.
Например, в городе Москве такие договоренности выполнены вокруг предоставления мест для парковки и, соответственно, оплаты этой парковки, используемой под автомобили системы каршеринг. Это определенный вид оптовой закупки парковочных мест, когда компания закупает у Правительства Москвы или администрации городов платное парковочное пространство для использования автомобилей.
Это является интересным и с точки зрения пополнения городского бюджета, и с точки зрения повышения эффективности использования элементов улично-дорожной сети. Следует рекомендовать всем крупным городам, которые хотят, чтобы у них развивались системы каршеринг, разработать систему возможных преференций для компаний, имеющих подвижной состав, например, по оплате парковочного пространства, а может быть использования каких-либо других ресурсов, связанных с использованием транспортной инфраструктуры.
Это одновременно было бы интересно и компаниям, и гражданам, пользующимся услугами системы каршеринг. Например, в Москве большинство пользователей используют автомобили в краткосрочную аренду по системе каршеринг именно по причине экономии на платных парковках, которые уже включены в стоимость краткосрочной аренды автомобиля.
Сколько стоит каршеринг в Москве, Санкт-Петербурге и других городах?
В Москве представлено 5 каршеринговых компаний:
- BelkaCar;
- Делимобиль;
- Anytime;
- YouDrive;
- CAR5;
- Rentmee.
- Скоро заработают Carenda, EasyRide, Car4You и Carlion.
Средняя стоимость — 8 рублей в минуту. По статистике в день осуществляется более 7 тысяч поездок.
В Санкт-Петербурге работают 3 компании: Делимобиль, colesa.com, YouDrive. Еще 2 компании работают в Краснодарском крае.
Всего, за 2 года по стране в целом, услугами каршеринга воспользовались 2,5 млн раз. Общее количество машин — 4 тысячи.
Будущее каршеринга в России — Мнение эксперта
Александр Левин, исполнительный директор Фонда поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области
На мой взгляд, каршеринг удобен прежде всего тем, кому нужно передвигаться по городу в течение дня, при этом по разным причинам данная категория автоводителей не готовы пользоваться личным транспортом. То есть, это фактически альтернатива услугам такси.
Впрочем, выйти за пределы крупных городов и региональных центров в ближайшее время каршерингу будет довольно сложно. Значительные расстояния между населенными пунктами в регионах делают перспективу подобных сервисов туманной. Дело в том, что, с одной стороны, возникает проблема качества дорог, а, с другой, сами люди зачастую предпочитают все же владеть собственным транспортом, нежели арендовать его.
promdevelop.ru
Каршеринг или личный автомобиль – что выгоднее?
С каждым днем рынок каршеринга в крупных городах растет и все больше водителей пересаживаются с личных автомобилей на каршеринговые, а некоторые полностью отказываются от своего верного коня в пользу прокатного. Многие задаются вопросом, а что выгоднее с финансовой точки зрения – покупка своего автомобиля или же использование сервисов краткосрочной аренды.
Для наглядности, чтобы правильно посчитать все расходы на личный автомобиль, как и в любой математической задаче, зададим исходные данные. Есть некий Вася, у него нету большого количества денег, и он хочет купить себе машину, его манят кредитными предложениями различные варианты решения данного вопроса. Согласитесь, типовая история, которая кроется за каждым вторым новым автомобилем на дорогах страны.
Предлагаю рассмотреть следующие варианты развития событий в жизни этого Васи:
1) Покупка нового Ravon R2 из салона. Самая доступная новая иномарка на полноценном автомате и с кондиционером. Интересный вариант за свои деньги, многих подкупят габариты: в тесном городе, где всегда проблемы с парковкой, найти место будет всегда просто. Данный вариант рассмотрим в максимальной комплектации, т.к. по деньгам они не сильно отличаются.2) Покупка нового корейца Kia Rio/Hyundai Solaris. В представлении не нуждаются, было бы глупо считать цену владения авто без этих представителей. Комплектация средняя.3) Покупка новой Skoda Octavia. Идеальный вариант для семьи. Комплектация средняя, 1.8 TSI-DSG.4) Покупка б/у автомобиля за 350 тысяч рублей. В этом бюджете уже можно найти адекватные варианты, совсем древние авто не рассматриваем. Например, достойный вариант — Hyundai Getz.
P.S.: Список автомобилей подобран примерный, в каждом ценовом сегменте выбран свой вариант, чтобы сделать цифры более наглядными. Основная идея — донести расчеты, ибо часто люди в состоянии аффекта берут кредиты, не учитывая всевозможные траты и расходы, а после удивляются, куда у них уходят все деньги, думая, что новый автомобиль в кредит — это лишь ежемесячный платеж + бензин.
Итак, возвращаемся к нашему Васе. Исходные данные у него таковы:
— Личный автомобиль в кредит— Ежегодный пробег – 15 тыс. км— Срок владения авто – 5 лет
Какая же современная математика не обходится без Excel? Поэтому для общей наглядности была составлена сводная таблица всех расходов на автомобиль в рамках поставленной задачи.
truesharing.ru
Каршеринговый бум: 10 вопросов владельцам каршер-сервисов | Реклама Маркетинг PR
YouDrive, Делимобиль и BelkaCar рассказывают о своем бизнесе, курьезах, аудитории и планах захватить мир
Фото с сайта http://ottenki-serogo.livejournal.com/352047.html
Сегодня каршеринг называют одним из самых динамичных видов бизнеса. Pынок свободен и пополняется все новыми именами. Это новый тренд в потреблении, особенно среди молодежи, предпочитающей арендовать, а не владеть.
За два года парк каршеринговых автомобилей в Москве вырос до 2,7 тысяч, мэрия планирует довести количество каршеринговых машин в городе до 5 тысяч. Ежегодно рынок расширяется за счет появления новых игроков и развития существующих сервисов. Вместе с этим не все хорошо себе представляют, как это работает, в чем плюсы каршеринга и почему это удобно. Поэтому Состав собрал ведущих игроков рынка за виртуальным «круглым столом», чтобы понять, что представляет собой московский каршеринг и как им правильно пользоваться.
1. Давайте познакомимся!
YouDrive. Основан в 2015 году. Пилотная версия реализовывалась на десяти автомобилях Skoda. Новый этап развития начался с момента подписания контракта с «ПАНАВТО», официальным дилером Mercedes-Benz, а парк пополнился автомобилями smart, Mercedes А-класса и вырос до 750 единиц.
Делимобиль. Основан в 2015 году. Проект объединил опыт каршеринга европейских стран. Начав развитие со 100 автомобилей в 2015 году, к настоящему моменту автопарк Делимобиль достиг 1500 единиц в Москве и Санкт-Петербурге.
BelkaCar. Основан в 2015 году. Идея создать проект пришла из Италии. Для запуска были привлечены инвестиции от швейцарского фонда Bryanston. С первого дня запуска компания выставила 100 автомобилей Kia Rio в Москве. В августе был запущен сервис премиального каршеринга BelkaBlack. В настоящий момент парк компании состоит из 1 150 автомобилей, 100 из которых Mercedes-Benz CLA.
Автомобиль из парка BelkaCar
2. Какой у вас автопарк?
YouDrive: На сегодняшний день в сервисе 750 автомобилей: 600 в Москве и 150 в Санкт-Петербурге. Smart fortwo, forfour, soft-top, cabrio, turbo и Mercedes-Benz A-класса. Ежемесячно парк пополняется примерно на 50 машин. Основная марка в парке smart, потому что это один из лучших вариантов для города: компактный, маневренный и стильный, на нeм легко парковаться, особенно в центре. К тому же достаточно экономичный по расходу топлива, что тоже хорошо для города и окружающей среды.
Делимобиль: Основной маркой автомобиля для сервиса Делимобиль выбран Hyundai Solaris – динамичный, надежный и экономичный городской автомобиль – максимальное сочетание цены и качества. Все машины оборудованы автоматической коробкой передач, парктрониками, зарядками для мобильных телефонов, кондиционером, мультимедиа и подогревом сидений. Недавно в нашем парке появились автомобили класса «бизнес» и «премиум». Это позволит присоединиться к Сервису категории клиентов, которым необходима большая мобильность в условиях города, но они не готовы отказаться от привычного комфорта.
В августе мы выпустили на дороги Москвы настоящий спортивный болид AUDI TT. Безусловно, для автомобилей такого класса предусмотрены ограничения и разработан специальный тариф. А также, мы возвращаем акцию поощрения для самых лояльных клиентов - ДелиФеррари. Это промо-автомобиль, который выводится в город, только для проведения акций для избранных клиентов.
BelkaCar: Основной автомобиль в BelkaCar в массовом сегменте Kia Rio Хетчбек – оптимальное сочетание цены и качества. Все автомобили BelkaCar оснащены автоматической коробкой передач, зимним пакетом, парктрониками, зарядками для телефонов.
Получив обратную связь от пользователей компания запустила в августе премиальный каршеринг на Мерседесах CLA 200 в количестве 100 штук. До конца года компания планирует расширить парк до 200 автомобилей премиального класса. Данные марки автомобилей были выбраны не случано: автомбили Мерседес – самые комфортные в сегменте премиум, а марка CLA – небольшой, но комфортный автомобиль, удовлетворяющий условиям Департамента транспорта по габаритам.
Mercedes-Benz A-класса из парка YouDrive
Московское правительство активно поддерживает развитие каршеринга как одного из видов общественного транспорта. Например, оно готово оказать финансовую поддержку операторам каршеринга. На что расчет правительства: изучив зарубежный опыт, в столице сделали вывод, что развитие каршеринга имеет все шансы сократить количество автомобилей разгрузить улицы от пробок, так как один автомобиль в аренду может заменить несколько личных автомобилей москвичей.
3. Сколько стоит, как платить и пользоваться?
YouDrive: В зависимости от комплектации автомобиля стоимость минуты движения составляет от 8 до 13 рублей, а с увеличением уровня рейтинга ее стоимость снижается. Минута ожидания (тариф «Парковка») 2,5 – 3,5 руб. ТО, страховка, парковка, бензин включены.
На первые 20 минут автомобиль можно забронировать бесплатно. Если есть необходимость доехать до какой-то определенной машины (до кабриолета, например), а она находится не в радиусе пешей прогулки, то такси довезет до машины, а машина будет бесплатно ожидать, пока не завершится заказ такси. К базовому тарифу можно добровольно подключить опцию КАСКО (плюс 1 руб/мин), тем самым ограничивая ответственность в случае ДТП до 15 000 рублей.
«Зеленая зона» завершения аренды ограничивается ТТК, с пятницы по понедельник она расширяется до МКАД. Завершить аренду можно у некоторых станций метро, БЦ и ТЦ, все это отображается на карте приложения. С 20 до 8 часов утра действует тариф «Ночевка» – в это время вне «Зеленой зоны» можно парковаться бесплатно. Особенно тариф полезен для тех, кто работает, учится в центре, а живет за ТТК. Вне зоны завершения аренды действует тариф «Передача» (0,5 руб/мин), который позволяет завершить аренду как только автомобиль забронирует другой пользователь. Поездки можно совершать в пределах 250 км от МКАД/ КАД. YouDrive планирует расширять зеленую зону по мере роста автопарка. Помимо этого ведутся переговоры с ТЦ, БЦ, гостиницами по открытию новых паркингов YouDrive для удобства их резидентов.
Делимобиль: «Базовый» (с ограниченной страховкой) – 8 рублей в минуту. «Все включено» (Для тех, кто хочет чувствовать себя за рулем более уверено) – 11 рублей. При использовании данного тарифа максимальная ответственность при ДТП составит всего 10 000 рублей. При остановке на обоих тарифах вне зоны разрешенной для окончания аренды, водитель может перевести автомобиль в режим «ожидание», минута в данном режиме стоит 2,5 рубля.
«Суточный» (если есть необходимость выехать загород и остаться там на ночь). Стоимость суток аренды – 1999руб. На этом тарифе, можно спокойно оставлять автомобиль по всей Московской области. Также, у нас есть специальные тарифы. Например, «Спасатель» разработан, как благодарность для сотрудников специальных служб, которые рискуют жизнью на работе. Для них предусмотрена скидка 1 рубль с минуты. Несмотря на то, что с первого взгляда скидка кажется не существенной, на деле это 12,5%. К нашему удивлению и радости, очень много спасателей воспользовались возможностью подключиться к данному тарифу.
Во всех тарифах в стоимость уже включены заправка, парковка, страховка, мойка и т.д. Клиент платит только за минуты использования. Поездки разрешены по всей Московской области, но завершить аренду можно только в пределах МКАД. Либо не далее 1 км от метро, которое находится за МКАД.
BelkaCar: У нас тарифы зависят от марки автомобилей: в случае с Kia Rio минута в режиме поездки будет стоить 8 рублей, в режиме ожидания 2 рубля. Если пользователь берет автомобиль на сутки, то его тариф будет 2000 рублей. На все эти тарифы распространяется франшиза 30 000 рублей. Расширенное КАСКО с максимальной ответственностью в 15 000 рублей будет стоить дополнительных 2 рубля в минуту и 500 рублей в сутки.
Бронирование автомобиля первые 20 минут бесплатной, далее биллинг осуществляется по тарифу ожидание. Для удобства пользователей мы добавили бесплатное время ожидание с 00.00 до 06.00 при котором пользователь может оставить за собой автомобиль бесплатно. В случае премиального сегмента BelkaBlack минута поездки стоит 16 рублей и 4 рубля минута ожидания. Суточный тариф в случае с Mercerdes-Benz будет стоить 6000 р. На данные тарифы распространяется франшиза 50 000 рублей. В случае с BelkaBlack пользователь может приобрести дополнительную защиту за 4 рубля в минуту или 1500 в сутки, которая сужает его ответственность до 15 000 рублей.
Передвигаться на автомобилях BelkaCar можно в Москве и Московской области, а завершать аренду только в пределах МКАД, аэропортах Шереметьево, Домодедово, около бизнес Школы Сколково, Фонда Сколково. У компании есть специальный продукт для корпоративных клиентов.
фото Делимобиля
По нашей оценке, сегодня на рынке Москвы услугу каршеринга предоставляют 7 компаний «Делимобиль», YouDrive, BelkaCar, AnyTime Car5, Carenda и Easy Ride. Последние два появились осенью 2017 года. На ноябрь анонсировано открытие еще одного сервиса. И здесь стоит оговориться, используя старый мем про «но это неточно», так как вполне вероятно, что прямо сейчас где-то кто-то открыл еще один каршеринговый сервис.
4. Сколько в среднем клиент пользуется машиной и какие расстояния проезжает?
YouDrive: Мы измеряем поездки минутами, а не километрами. Среднее время - 45 мин. Поездки совершают разные: кто-то много и часто ездит по центру, а кто-то берет автомобиль, чтобы уехать в область: Химки, Красногорск, Реутов, Щербинка. Но большинство поездок все-таки совершается в пределах Садового кольца.
Делимобиль: В центре делимобили не задерживаются на парковке более чем на 20-30 минут. В спальных районах скопление автомобилей наблюдается после 19:00 и там, машины проводят чаще всего всю ночь. Также, востребована услуга дальних поездок в режиме суточной аренды. В этом случае автомобили используются для поездок на дачу или пикник за городом. Тогда пробег автомобиля увеличивается до 120 км. Напомним, что ограничение по включенному в тариф пробегу – 150км.
BelkaCar: Среднее время использования машины в летний период – 35 минут, в зимнее время, как правило, увеличивается до 45 минут. Большинство поездок совершается в пределах ТТК. Средний километраж поездки 15 км.
BelkaCar
5. Зачем людям каршеринг?
YouDrive: Классический пользователь YouDrive – житель центра и других густонаселенных районов города. Использование каршеринга для него – отличный способ добраться до работы или съездить по делам. Вечером вернуться домой или отправиться на встречу с друзьями, что всегда удобнее на каршеринге, так как нет привязки к автомобилю. Многие проводят большую часть времени в центре, приезжают в БЦ, паркуются там, днем едут на встречи, а вечером домой за пределы ТТК, оставляя автомобиль на бесплатный тариф «Ночевка». Несмотря на компактные размеры, у smart вместительный багажник, поэтому на автомобиле YouDrive часто отправляются за покупками.
Один аккаунт в приложении позволяет пользователям получить доступ к автомобилям и в Москве, и в Санкт-Петербурге, поэтому, отправляясь из одного города в другой, клиент всегда сможет воспользоваться услугами сервиса без дополнительных регистраций и оформления. Это классические варианты использования. Иногда пользователи берут машину и ездят на ней неделями, не завершая аренды. Такой сценарий мы относим к нестандартным.
Делимобиль: В первую очередь это поездки на работу утром, перемещения по деловым встречам днем и поездки домой вечером. Один из немаловажных и очень востребованных достоинств делимобилей – это поездки в аэропорт. Парковка в аэропортах для наших машин бесплатная. А это значит, что клиент может оставить автомобиль в аэропорту и улететь в отпуск. Также, одни из самых распространенных - поездки за покупками. Большое количество крупных торговых центров находятся за МКАД и вдали от метро, где правила сервиса не допускали завершения аренды. В марте мы сделали доступными для начала и окончания аренды открытые паркинги 8 торговых центров. Данная опция оказалась очень долгожданной и невероятно востребованной. В настоящее время данной опцией пользуется почти 500 человек в день.
Компания Делимобиль представлена и в Санкт-Петербурге. Основное удобство в том, что, пройдя регистрацию всего один раз, пользователь получает возможность арендовать Делимобиль в двух городах. Оставив машину на Ленинградском вокзале, спустя несколько часов, человек садится в точно такую же, которая ждет его на Московском вокзале Петербурга. В настоящее время в Санкт-Петербурге зарегистрировано более 30 000 пользователей. Более 20% из них регулярно совершают аренды на территории Москвы. Пользователи могут передвигаться по всей Московской области и оставлять автомобиль в режиме «ожидание» вне зоны, разрешенной условиями договора (доступно для всех тарифов). Все это повысило востребованность наших автомобилей в летний сезон почти на 35%, в сравнение с зимними месяцами.
Введение премиальных марок в парк привлекло еще один немаловажный сегмент пользователей, несколько изменив привычные сценарии использования делимобилей. Это топ-менеджеры, которые вынуждены передвигаться в центре города для проведения встреч, но они не готовы отказаться от привычного комфорта и статуса. Это молодежь, которой необходимо красиво добираться до светских мероприятия в один конец. Это и те, кто просто иногда хочет себя побаловать.
BelkaCar: Стандартный сценарий использования автомобиля в будни – это передвижение на работу и с работы. Корпоративные клиенты совершают поездки течение дня, передвигаясь по встречам. В выходные пользователи берут автомобили для поездок по торговым центрам за покупками, как правило, время аренды в этом случае больше. Также в выходные очень распространены поездки в аэропорты: Шереметьево и Домодедово.
Нестандартные ситуации – это использование премиальных Белок на свадьбах, на запуске мы даже не рассматривали такой сценарий использования авто. Летом много поездок совершается в Московскую область.
фПриложение YouDrive
6. Кто ваша аудитория (возраст, пол, доход)?
YouDrive: Среди наших пользователей 65% мужчин и 35% женщин. Средний возраст 25-40 лет. Преимущественно жители центра с доходом выше среднего. Успешные специалисты, эксперты, представители творческих профессий, около 30% предприниматели. Это очень активные прогрессивные люди, которые ценят мобильность, стабильность, комфорт. Свободное время предпочтут провести с друзьями, в кругу семьи и в поисках новых интересных городских событии?. При выборе услуг – скорее инноваторы – открыты к новым идеям и технологиям, часто выбирают нишевые товары и услуги, ценят полезныи? опыт и в то же время рациональны в своем выборе. Имидж важен для них скорее, как отражение утонченного вкуса, нежели власти и статуса.
Делимобиль: Основу наших пользователей составляют мужчины в возрасте от 25 до 45 лет. Но мы не без радости отмечаем тенденцию к увеличению пользователей среди женщин. Они уже догоняют мужчин по количеству регистраций и они более активные клиенты. Также, среди водителей делимобилей много молодежи – это обусловлено тем, что они не готовы привязываться к вещам, и более активны в течение дня, совершают много поездок в институт, на встречи с друзьями и т.п.
Мы не разделяем наших пользователей по социальному статусу. Для кого-то каршеринг – это возможность сэкономить, для кого-то – дополнительное удобство. Каждый целевой сегмент найдет плюсы для себя в Сервисе. Свыше 60 процентов пользователей имеют собственный автомобиль и более 30 процентов готовы отказаться от личного транспорта.
BelkaCar: Основными клиентами BelkaCar ожидаемо стали мужчины, так как их 87% в нашем сервисе. 62% имеют свой собственный автомобиль. Основная возрастная группа – от 25 до 32 лет с высшим образованием. Наши пользователи отдают предпочтения путешествиям, мы это видим по увеличивающемуся трафику в аэропорты. Очень много пользователей работает в ИТ или сервисных компаниях или имеют собственный бизнес. Так как у нас запущен не только премиальный каршеринг, но мы также работаем с корпоративными клиентами, то нам удалось привлечь часть аудитории с высоким доходом, которые ранее не пользовались каршерингом из-за демократичности авто.


Как стать пользователем каршеринга: У всех сервисов, с которыми мы общались, очень простая процедура регистрации. Вам нужно приготовить паспорт, права и банковскую карту. Регистрация происходит удаленно, при помощи смартфона. Вы просто вводите требуемые данные этих документов, потом фотографируетесь с ними. И через некоторое время, которое требуется для проверки тех данных, которые вы отправили, вы получаете подтверждение вашего аккаунта. И сразу после этого можете арендовать машину.
7. Курьезы: негатив и позитив
YouDrive: Однажды в багажнике машины забыли французского бульдога. Он уснул и проспал не менее четырех аренд. Когда хозяева вспомнили о потере, питомец уже ждал их в гараже YouDrive в компании наших техников. Самое неприятное – это серьезные аварии.
Делимобиль: Самый известный пример человеческой глупости, когда клиент Сервиса арендовав автомобиль на свое имя, отогнал его в гаражи и попытался разобрать на запчасти. Преступник не учел, что на всех автомобилях стоит система слежения: мы видим не только, где находится автомобиль, но и что с ним происходит. Многочисленные датчики подают сигнал в диспетчерскую, если открыт капот, сняты колеса и т.п. В случае с нерадивым угонщиком, в течение нескольких часов сотрудники службы безопасности совместно с полицейскими были на месте, и взяли его с поличным.
Ежедневно в делимобилях обнаруживаются порядка 15 находок. Документы, сумки, продукты и детские игрушки. А однажды, в машине забыли маленького котенка. Так как хозяин животного не нашелся, теперь Деликот живет у одного из наших сотрудников.
BelkaCar: Однажды, арендовав Белку, пользователь не закрыл ее и пошел за сигаретами в магазин, рядом стоял автомобиль другой каршеринговой компании. Когда он вышел из магазина, то автомобиля не было на месте, и он заявил об угоне. В это время пользователь другого каршеринга сел в открытую Белку, перепутав ее со «своим авто» и уехал. Мы начали наблюдение за авто и оно двигалось в область. Мы передали информацию в милицию и она пошла по постам, но автомобиль уезжал, в итоге мы увидели что он съехал на проселочную дорогу и на маленькой скорости двигается к кладбищу, решили глушить. Пользователь остановился и тогда только понял, что это не его авто. Тут же позвонил в колл-центр, но через 2 минуты приехала милиция и его «взяли». Милиция сутки разбиралась, звонили в каршеринг, где он зарегистрирован, что он действительно перепутал авто, в итоге отпустили.
Мы делали акцию с Marie-Clare и разложили журналы в авто, тут через сутки нам звонит мужчина и говорит, что оставил журнал в авто и требует вернуть 150 рублей. Мы даже сначала не поверили такой наглости, объяснили ему, что это промо-журналы.
YouDrive
8. Как продвигаются каршеринговые сервисы?
YouDrive: Автомобили на улицах города – лучшая реклама, продукт сам продвигает себя. Прекрасно работает «сарафанное радио», когда люди обмениваются опытом, впечатлениями в социальных сетях и впоследствии делятся с друзьями реферальным кодом на скидку, чтобы они тоже попробовали. Используем кросс-промо и прочие маркетинговые активности, в том числе на повышение лояльности.
Мы периодически устраиваем акцию, в рамках которой собираем с партнерами подарки клиентам и размещаем эти боксы в салонах авто. Таким способом, к примеру, мы запустили проект с журналами РБК и Marie Claire, в рамках которых познакомили читателей с нашим сервисом, и, в свою очередь, вложили продукцию популярных ресурсов в автомобили. Но маркетинговые акции со скидками устраиваем не часто, так как уже работает рейтинговая система с учетом всех важных параметров использования сервиса каждым клиентом. Участвуем в больших городских мероприятиях и фестивалях, в качестве официального каршеринга (профильные КИБ+РИФ, СПИК, «Ночь пожирателей рекламы» и т.д. И досуговые Пикник «Афиши», Гикпикник, Seasons, etc.).
Делимобиль: В первую очередь работа направлена узнаваемость бренда. В Москве каршеринг переживает бум, и сложилась непростая конкурентная среда. Для ятого, чтобы пользователь с первого взгляда идентифицировал нас, ведется активная промо-активность на улицах города. Красивые девушки и наши автомобили, украшенные яркими шарами. Промоутеры рассказывают, тем, кто не знал о каршеринге, помогают пользователям разобраться, регистрируют новых пользователей. Наши промо-автомобили (Феррари и Ауди ТТ), которые мы предоставляем для тест-драйва нашим самым верным пользователям – приковывают взгляды. Каждый день мы случайным способом выбираем среди пользователей сервиса счастливчиков, получают возможность покататься на Феррари в течение 1-2 часов бесплатно.
Одним из основных направлений мы также считаем партнерские программы. Вместе с нашими партнёрами мы проводим конкурсы, дарим подарки, участвуем в мероприятиях. Одним из ярких примеров стало наше сотрудничество с RedBull. Каждое утро первые пользователи находят в автомобилях баночки с энергетиком. Основным каналом выбран, безусловно, digital-сегмент. Мы компания, ассоциирующая себя с высокими технологиями и современным сервисом. Социальные Сети – основная площадка для анонсов, рекламы, pr-акций.
BelkaCar: Маркетинг в BelkaCar сфокусирован на Digital. Мы делаем большие закупки рекламы и вкладываем в Performance-маркетинг, так как мы можем оценить, сколько нам стоит привлечение пользователя. Хорошо себя показала реферальная программа «пригласи друга», пользователи активно ее используют. Кроме того, мы снимаем ролики для показа в интернете, они очень хорошо привлекают аудиторию. С точки зрения партнеров мы сделали совместные программы с S7 и «Аэроэкспресс», так как аудитория у нас пересекается, плюс нашим пользователям удобно получать дополнительные привилегии.
Делимобиль
9. Как будет развиваться каршеринг?
YouDrive: Шеринг пускает основательные корни во все сферы жизни. Людям проще и выгоднее взять что-то напрокат, арендовать, снять, чем владеть… это дает свободу, широту выбора и возможность оптимизировать свои траты. Каршеринг уже сейчас внес значительные коррективы в использование автомобиля и в ближайшие 3-5 лет он сильно подвинет личный транспорт. К тому же город поддерживает эту тенденцию. Все-таки целевое использование одного авто несколькими людьми сокращает трафик на дорогах, улучшает экологическую обстановку в городе. Надо отметить, что сознание людей раскрепощается и расширяется, они перестают бояться использовать каршеринг. Это главный тренд в его развитии.
Мы ведем постоянную работу с тарифами, активно тестируем новые функции приложения и новые модели в автопарке. Делаем ставку на то, что в парке должны быть авто на любой жизненный случай – от джипов для поездок за город, до роскошных спортивных автомобилей для выезда по случаю. При этом не придется платить за содержание каждого из них, за парковку, за бензин, а просто в нужный момент поехать на нужном автомобиле.
Сейчас YouDrive выходит за рамки первоначальной модели каршеринга и расширяет возможности одного сервиса. С помощью приложения YouDrive можно не только арендовать машину, но и вызвать такси. Пока к проекту подключились таксопарки Gett и РБТ, и мы планируем увеличивать их количество для обеспечения быстрой подачи авто и расширения тарифной сетки. Это первый шаг в развитии мультимодальных поездок, главной идеей стали .
Делимобиль: Мы наблюдаем равномерный рост числа пользователей, увеличение числа аренд за день. Недавно на Делимобиле была совершенна 2 000 000 поездка. Поэтому компания «Делимобиль» планирует до конца года увеличить количество автомобилей в парке до 2000 в Москве. На увеличении парка также положительно скажутся изменения, внесенные в правила каршеринга.
В планах Делимобиль – новые города присутствия. Осенью этого года мы планируем запустить свое представительство в Уфе, там для клиентов будет предоставлено 50 автомобилей, после тестового запуска парк будет увеличиваться соразмерно потребности клиентов. Также ведутся переговоры с еще несколькими городами-миллионниками.
Но главный акцент сейчас сделан на технологическое усовершенствование сервиса для ещё более комфортной и выгодной поминутной аренды автомобилей. Каждый день обновляется приложение, добавляются новые функции, усовершенствуется оборудование автомобилей.
BelkaCar: За последний год каршеринг приблизился по узнаваемости к общественному транспорту и сейчас он уже является частью мультимодальной инфраструктуры и много людей принимают утром решение, на чем им ехать в зависимости от погоды, пробок и других факторов. Каршеринг, несмотря на то, что он находится на начальных этапах развития, уже начал влиять на рынок такси и на рынок классических прокатов, так как люди начали считать деньги.
Что касается конкуренции с собственным авто, то вытеснение будет происходить постепенно. Сегодня большинство пользователей каршеринга – автомобилисты, но есть тенденция, что люди сначала используют каршеринг для поездок по центру а потом уже думают о продаже авто. Мы думаем, рынок будет сформирован до конца 2018 года, так как темпы роста рынка – это 300% в год.
Наша стратегия – очень быстрый рост в среднеценовом сегменте и развитие сегмента премиум каршеринга. Пока мы растем в несколько раз быстрее рынка, а к концу 2017 войти на него будет стоить очень дорого и только институциональные игроки смогут позволить себе выставить много автомобилей и нести убытки первое время.
10. За счет какой аудитории вы планируете расти?
YouDrive: Как мы сказали ранее, сознание современного потребителя меняется. Мы рады, что мы в той или иной степени являемся причиной этих изменений. Хочется больше готовых «шерить» людей, и эта аудитория сама гармонично появляется. Уже сейчас мы все чаще сталкиваемся с тем, что люди продают свои автомобили, становятся нашими клиентами или начинают использовать YouDrive чаще. Существующие пользователи лояльны к сервису, поэтому сейчас главной задачей является знакомство новой аудитории с идеей каршеринга и преимуществами сервиса. В том числе и женской, так как пока что основная часть пользователей – это мужчины.
Делимобиль: Мы будем рады всем. В Делимобиле не делят клиентов по полу, возрасту и социальному статусу. Мы хотим упростить жизнь как можно большему количеству горожан. Надеемся, что премиальные авто привлекут состоятельных клиентов. Мы сейчас только анализируем и пробуем данный сегмент. На программе лояльности связанной с запуском АудиТТ, мы планируем привлечь новых пользователей, тех, кто не готов отказываться от комфорта или привык приковывать взгляды. В настоящий момент рынок потенциальных премиальных пользователей каршеринга мы оцениваем в 50 000 человек в Москве.Но одной из главных задач мы видим достижение лояльности со стороны автомобилистов. Хотим, чтоб клиенты воспринимали делимобили не как конкурентов, а как альтернативу личному транспорту. Как возможность передвигаться по городу, например, пока свое в ремонте или, когда нужно ехать в зону платной парковки.
BelkaCar: Мы хотели бы привлечь больше женщин в сервис, так как у нас подавляющее большинство клиентов - мужчины. Кроме того, нам очень интересен сегмент платежеспособной аудитории, которая раньше не готова была передвигаться на каршеринге из-за класса авто. Для решения этой задачи мы запустили BelkaBlack. Для автолюбителей стало актуально использование каршеринга как подменного автомобиля, раньше эту проблему практически ничем нельзя было закрыть, а дилерские центры выдают подменный авто в исключительных случаях. Количество поездок пользователей на данном этапе можно увеличить с помощью расширения парка, так как сейчас пользователям не хватает автомобилей.
BelkaCar
www.sostav.ru